Цікаве

Зона преткновения. Упразднение объединенной буферной зоны Лавры и Софии Киевской может оставить днепровские склоны без защиты перед застройкой

Долгие годы строительство в буферных зонах объектов ЮНЕСКО в Киеве является одной из самых одиозных тем. Январь-февраль 2017 года запомнится киевлянам новым скандалом на старой почве: СМИ стало известно, что Министерство культуры пересмотрело подход к буферным зонам Киево-Печерской Лавры и Софии Киевской таким образом, что территория между двумя объектами на Днепровских склонах была исключена из категории охранных зон памятника ЮНЕСКО с особым режимом застройки. В обществе сразу возникло множество версий о том, чем это грозит, для чего было сделано и кто окажется выгодополучателем нововведения. Рассказывает 1News, ссылаясь на KV.

История скандала

Поводом для возмущений стала публикация в СМИ информации о том, что Министерство культуры Украины (МКУ) своим приказом № 1118 “Про утверждение научно-проектной документации относительно определения границ и режимов использования территории охранной (буферной) зоны архитектурного ансамбля зоны Киево-Печерской Лавры” уменьшил размеры защитной буферной зоны Лавры на 20%.

Следует отметить, что буферная зона Лавры входит в состав еще большей охранной зоны, носящей название: “Киев: Собор Святой Софии и прилегающие монастырские сооружения, Киево-Печерская Лавра”. По данным KV, в 2011 году МКУ своим приказом № 511/0 / 16-11 установил ее площадь в 441 га.

Однако, как выяснила KV, уже через 5 лет приказом № 1118 Министерства культуры Украины общая площадь буферных зон Софии и Лавры была сокращена до 220,15 га (108,34 га – охранная зона Киево-Печерской Лавры, 111,81 га – зона комплекса Собора Святой Софии).

В частности, статуса охранной территории ЮНЕСКО лишили участки, на которых расположена вся группа земляных укреплений “Киевской крепости”.

Схема охранной (буферной) зоны объекта Всемирного наследия “Киев: Собор Святой Софии и прилегающие монастырские сооружения, Киево-Печерская Лавра”. Желтым обозначены территории, освобождающиеся от статуса охранных территорий объекта ЮНЕСКО.

Напомним, объекты Лавры и Святой Софии внесли в Список всемирного наследия ЮНЕСКО в 1990 году, а в 2008 году добавили две схемы с определенными на них границами охранных зон. В 2009 году ЮНЕСКО рекомендовала увеличить размеры этих охранных зон, что и было сделано в начале 2011 года.

Разработками единой охранной зоны, вобравшей в себя все территории, рекомендованные для защиты (Крещатик с Майданом Независимости и Днепровские холмы), занимался Институт памятникоохранных исследований по поручению Минкульта.

Минкульт уполномочен уведомить

В связи с разгоревшимся скандалом, 3 февраля МКУ провело пресс-конференцию, посвященную отчету ведомства о состоянии сохранения памятника всемирного наследия ЮНЕСКО и состоянии единой буферной зоны.

Кроме презентации отчета, общественности сообщили, что единая зона, утвержденная приказом Минкульта в 2011 году – нелегитимна. Она, по данным министерства, якобы была разработана не в соответствии с требованиями ЮНЕСКО, не переводилась на официальные языки Центра всемирного наследия (ЦВН), а также не согласовывалась с ЦВН и не утверждалась решением сессии ЮНЕСКО.

“В последнее время в прессе было очень много информации о якобы изменении границ буферных зон. Сегодня в ЮНЕСКО были официально обнародованы лишь две буферных зоны объекта “София Киевская” и “Киево-Печерская Лавра”. И в 2016 году мы просто восстановили, привели в соответствие наше внутреннее законодательство к тому, что обнародовано ЮНЕСКО”, – отметила заместитель министра культуры Тамара Мазур во время презентации отчета.

Глава научно-методического совета по вопросам охраны культурного наследия Минкульта Яков Дихтяр также отметил KV, что в ближайшее время планируется увеличить буферную зону Софии Киевской. Можно также ожидать изменения режимов застройки охранной зоны в сторону ужесточения требований к высотности.

“Есть поручение Министерства культуры пересмотреть режимы по части более жесткого отношения. Мы хотим расширить буферные зоны и Лавры, и Софии. Софию по рекомендации ЮНЕСКО хотят расширить до Крещатика, а вторую буферную зону до Старонаводницкой, это проблемный участок. Здесь вроде бы участок приусадебной застройки, а там строятся дома 7-9 этажные…  Режим застройки тех территорий, которые сегодня исключаются из охранной зоны, будет более жестким”, – отметил Яков Дихтяр.

Подводные камни

Исполнительный директор Украинского национального комитета Международного совета по вопросам памятников и достопримечательных мест ICOMOS (ассоциированный партнер ЮНЕСКО), глава совета Киевской городской организации Украинского общества охраны памятников истории и культуры Елена Сердюк рассказала KV, что в отмене объединенной буферной зоны кроется опасность для днепровских склонов.

“Объединение двух зон в одну было сделано с целью защиты Киевского ландшафта и акцентирования роли Лавры в формировании сакрального пейзажа. Защита монастырского ландшафта  была одним из требований ЮНЕСКО к Украине. И ЮНЕСКО приветствовало это объединение, что было отмечено на одной из сессий.

Что касается утверждения о том, будто объединение буферных зон в одну только понизило охранный статус земель с точки зрения градостроительных ограничений, то здесь мы имеем дело с неким лукавством со стороны отдельных администраторов и чиновников. На буферную зону в каждом конкретном случае распространяется режим использования памятников, которые входят в ее состав. К примеру, “София Киевская” расположена на территории памятника археологии национального значения Города Ярослава. Следуя озвученной логике, ей также не нужна буферная зона?”, – отметила эксперт.

По словам Елены Сердюк, буферные зоны в каждом отдельном случае регулируются в том числе и режимом памятников, которые расположены на их территории. Если это парк – то на его территории сохраняется режим парка, если памятник археологии – то в том числе и режимом памятника археологии.

“Другое дело, что не все режимы прописаны. Например, режим использования “Киевской крепости” до сих пор не разработан. А часть ее территории как раз освобождается от защиты, которую давал статус охранной зоны объекта Всемирного наследия. Таким образом, вместо того, чтобы ввести жесткую регламентацию и определить, что можно, а чего нельзя на тех или иных территориях буферных зон, мы отрезаем их часть и создаем обширное пространство для манипуляций”, – говорит Сердюк.

По ее словам, кроме этого сегодня застройщиками в суде оспаривается статус памятника истории и ландшафта местного значения “Исторический ландшафт Киевских гор и долин р. Днепр”, и если суд примет решение об отмене приказа МКУ, которым памятник внесен в реестр, то весь ландшафт правого берега Днепра окажется вообще без защиты. Также эксперт отметила, что нынешний приказ был утвержден Минкультом на основании документов, направленных Национальным заповедником “Киево-Печерская Лавра”.

“Мое мнение – проблемой зоны т.н. “телефонной трубки” было только то, что ее использование не было отрегулировано, не были утверждены режимы ее застройки. Будучи разработанными в 2013-2014 годах, они не подавались в Министерство культуры на утверждение органами управления объектом всемирного  наследия, то есть, администрациями национального заповедника “София Киевская” и Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника. Министерство в данном случае действовало, как регулятор, на основании поданной ему документации. В этой ситуации, как и с приостановкой в ноябре 2014 года действия историко-архитектурного опорного плана города Киева, Министерство просто ввели в заблуждение умелые манипуляторы, что так характерно для определенных бывших городских чиновников времен Януковича”, – считает Сердюк.

Занятные нестыковки

В отчете о состоянии сохранности объектов всемирного наследия Собор Святой Софии и Киево-Печерская Лавра, презентованом 3 февраля, в качестве единственной проблемы памятников ЮНЕСКО были названы, как ни странно, четыре столичные новостройки, в том числе дом по ул. Кловская, 7А, известный, как “Башня Куровского”, к которому у ЮНЕСКО действительно имелись замечания, однако которое лежит вне буферных зон, а также дом по ул. О. Гончара 17-23 (ЖК Fresco Sofia), к которому претензий у ЮНЕСКО не возникало вовсе.

По версии представителей Министерства Культуры, ЖК Fresco Sofia по ул. Гончара опасен для Софии Киевской тем, что это – объект незавершенного строительства, а значит, тут могут быть возведены дополнительные этажи, диссонирующие со зданием памятника культурного наследия.

Как уже писала KV, начиная с 2011 года, в материалах ЮНЕСКО проект на ул. Гончара 17-23 не был упомянут ни разу, ни единой претензии к нему не выдвигалось, нигде не сказано и то, что дом несет угрозу Национальному заповеднику “София Киевская”.

KV поинтересовалась у застройщика ЖК Fresco Sofia по ул. Гончара, с чем компания связывает такое внимание к собственному проекту и действительно ли будет достраиваться здание. Девелопер заверил журналистов, что строительные работы уже завершены, а частые упоминания этого строительства связаны лишь с желанием конкретных лиц из дирекции заповедника “София Киевская” свести счеты с застройщиком.

“Наш вопрос поднимает в ЮНЕСКО только украинская сторона и только последние два года. Ни в одном заключении миссий ЮНЕСКО нет ничего плохого об этой застройке и всякий может удостовериться в этом сам, прочтя документы на сайте организации. Не было претензий к нам и на местном уровне – ни у Минрегионстроя, ни у Минкультуры, ни у Службы охраны культурного наследия. Высотность ЖК Fresco Sofia находится в допустимых границах, здание достроено и ничего выше строиться не будет. Кроме того, после окончания строительных работ по нашему объекту проведено исследование известным Институтом “ГорЦивильПроект” (главный архитектор – Виктор Ширяев), относительно влияния здания на заповедник “София Киевская”. И там четко написано, подтверждено фотоматериалами, что ЖК Fresco Sofia никакого негативного влияния на памятник ЮНЕСКО не оказывает”, – заверил Александр Дубров, председатель совета директоров инвестиционно-промышленной группы Keros.

Что касается дома по ул. Кловская 7А, то и тут, по версии застройщиков, ЮНЕСКО не была поначалу столь категорична. Еще в ходе строительства здания организация отметила его возможное негативное влияние, однако после удалось загладить ситуацию и в резолюциях организации от 2013-2014 годов и этот объект не упоминался, как проблемный.

“Мы сами подняли эту тему в 2015 году, когда украинская сторона отметила на сессии, что у нас в городе все плохо и мы обязуемся снести этажи всех диссонирующих зданий. Так и был снова поднят вопрос здания по ул. Кловский спуск 7А. Что же касается нынешнего изменения границ буферной зоны и разделения ее на две, то это открывает обширные возможности для манипуляторов на местном уровне. Границы, как и режим использования заповедника местного значения, утверждаются Киевсоветом, который может изменить свое решение в любой момент, для этого не требуется даже информировать ЮНЕСКО”, – рассказал Александр Дубров.

Версии

На территории буферной зоны Лавры и рядом с ней существует несколько проектов, с которыми слухи связывают нынешние скандалы с границами буферных зон. В первую очередь речь идет о  застройке территории Цитадели, вокруг комплекса Арсенала.

Жилой комплекс может появиться на территории бывшей обувной фабрики “Киев”, которая расположена напротив большой колокольни Киево-Печерской Лавры.

Согласно проекту детального плана территории здесь запланировано возведение ЖК общей площадью строений на 115 035 квадратных метров, 8-11 этажей высотой.  Департамент архитектуры Киевской горгосадминистрации уже поддержал идею “функционального преобразования территории бывших промышленных предприятий и размещение на них жилищно-общественной застройки”.

По данным СМИ, инвестором разработки детального плана территории является благотворительный фонд “Сохранения национального архитектурного наследия”. Его учредители – экс-руководитель Госуправления делами, зампред фракции “Блок Петра Порошенко” Сергей Березенко и его однопартиец Александр Бригинец.

Сокращение зоны охранных земель может коснуться и территорий Царского села, на которые  распространяется мораторий на начало любого строительства: ул. Добровольческих батальонов, ул. Казатинской, ул. Радиальной, ул. Редутной, где участками владеют президент Петр Порошенко, нардеп Игорь Кононенко и другие ВИПы. Всего на территории буферной зоны сегодня зафиксировано около 25 нарушений.

София в опасности

Любопытно, что пока готовился материал, в сети появился экспертный анализ презентованного МКУ отчета, в котором отмечается крайняя неповоротливость Украины в выполнении требований ЮНЕСКО и ряд существенных угроз памятникам всемирного наследия.

Согласно открытого письма к украинским властям Президента УНК ИКОМОС Николая Гайды, настоящей угрозой Софийскому собору, в результате которого могут последовать негативные выводы ЮНЕСКО, является постоянное ухудшение состояния исторических подземных сооружений в усадьбе собора, которое наблюдается с весны 2015 года и определяется даже на поверхности многочисленными проседаниями и провалами почвы, находящимися на расстоянии от 5 до 30 м от стен собора.

Это подтверждено геофизическими исследованиями поверхности аварийного участка, что, впрочем, никого не сподвигло предотвратить последующее разрушение подземных сооружений.

“Поэтому последовательная бездеятельность руководства Заповедника относительно аварийного состояния исторических подземных сооружений в усадьбе Софийского собора, непонимание им историко-культурной ценности этих объектов, объемов потерь и угроз достопримечательностям национального и всемирного значения вынуждают нас требовать от Министерства культуры, как государственного органа управления в сфере охраны культурного наследия, создания специальной рабочей группы […] ради объективной оценки сложившейся ситуации”, – говорится в письме.

Согласен с этой позицией и Александр Дубров, отметивший, что пока дирекция “Софии Киевской” борется с застройщиками, вопрос о сохранности самих памятников на территории Софии – не решается.

“То, на что всем стоило обратить внимание – это крайне проблемная ситуация, сложившаяся на территории Национального заповедника “София Киевская”. К сожалению, велики шансы, что в этом году заключение миссии ЮНЕСКО по поводу сохранности Софийского собора будет отрицательным. Сегодня существует возможность появления новых провалов возле самого собора, что связано в первую очередь с отжившими свой век водонесущими подземными коммуникациями на территории собора а также отсутствием дренажа, неправильно выполненной системой ливневых стоков и избыточным искусственным поливом территории, о чем свидетельствуют результаты исследований института Гидрогеологии НАН. С подобной же проблемой сталкивается и Киево-Печерская Лавра, где понемногу приходят в упадок пещеры. Печально, что на брифинге, прошедшем 3 февраля в Киеве, эти вопросы даже не обсуждались”, – отметил Дубров.

По его словам, к работе над сохранением памятников не привлекают профессионалов из отраслевых ведомств, посему, решения о том,  что делать с памятниками, принимают чиновники среднего звена и активисты, основная задача которых- погромче пропиариться.

“Борьба со стройками для них намного более доходное дело, чем реальная рутинная работа над сохранностью объектов. Это может привести к тому, что ЮНЕСКО сочтет необходимым внести Собор в список “Под угрозой”, – резюмировал Дубров.

Елена Сердюк также отметила, что помимо буферных зон в заповеднике скопился огромный набор проблем, требующих немедленного решения.

“Последующее промедление с ликвидацией аварийной ситуации, которая сложилась на территории усадьбы Софийского собора, может привести к безвозвратной потере ряда объектов национального культурного наследия и дестабилизации конструкций достопримечательностей. Сегодня органы управления заповедников получают от государства достаточно средств на выполнение своих функций, но фактически не управляют ими. Проводят громкие культурно-массовые мероприятия, пиар-акции, пресс-конференции, неправильно информируя Министерство культуры. А также постоянно ссылаясь на необходимость приезда экспертов, которые должны рассказать нам, как управлять своими памятниками, хотя на самом деле – все необходимые нормы и правила уже разработаны, осталось только найти волю, чтобы их внедрить”, – подытожила Елена Сердюк.

Back to top button