Цікаве

Забытые шедевры Одесского музея

В Одесском художественном музее показали забытые экспонаты, которые долгое время хранятся в фондах и не попадаются на глаза зрителям. Одним шедеврам требуется реставрация. Другие хоть и находятся в достаточно хорошем состоянии, но из-за идеологических причин их не показывают на выставках. Третьим попросту не хватило места в постоянной экспозиции.

На основе рассказов нового директора музея Александра Ройтбурда,1News рассказывает рейтинг 20 лучших шедевров из запасников учреждения.

1. Картина Алессандро Риццони “В Ватикане”

Алессандро Риццони — итальянец, российский академик, принимавший активное участие в формировании знаменитой коллекции Третьякова. В журнале “Мир искусства” в 1901 году критик Альфред Нурок назвал его самым худшим из всех современных художников, позором русского искусства и призвал общество избавиться от всех его работ. Не выдержав такой несправедливой жестокости, живописец наложил на себя руки на исторической родине, в Риме, в 1902 году.

2. “Пастушок” Василия Перова

Второй номер присвоили идиллически-красивому, откровенно салонному “Пастушку” (1863) художника-передвижника Василия Перова. В запасники полотно “загремело” еще при советской власти.

3. Илья Репин “Арабы (1870 год)

Название, скорее всего, дано по недоразумению или чтобы намеренно скрыть истинный смысл, так как в композиции явственно просматриваются не арабы, а Моисей (с посохом), коленопреклоненный Аарон и сидящая прокаженная Мариам. На переднем плане в тарелке изображена манна небесная, а на заднем плане видно гору Синай.

4. Людвиг Веселовский “Две жертвы Тиберия”

На четвертом месте – варшавянин и живописец-академист Людвиг Веселовский со своей картиной “Две жертвы Тиберия” (1883). Грешный римский император, содомит и насильник, вел столь изощренно-разнузданный образ жизни, что за подробностями лучше обратиться к музейным экскурсоводам, когда полотно вернется в постоянную экспозицию.

5. “Юность” Юрия Егорова

Под номером пять — комсомольская “Юность” Юрия Егорова (1967), одесского живописца, чья выставка проходит в Киеве в Национальном художественном музее.

“Его имя, а тем более творчество, к сожалению, не очень известны киевлянам. А он был самым значимым художником Одессы второй половины ХХ века, живописцем мирового класса. Для одесской школы он был тем же, чем Яблонская для киевской… Я называл Егорова богом одесской живописи”, – комментирует экспонат директор Одесского музея Александр Ройтбурд.

6. “1918 год” Юрия Егорова

Шестой номер – тревожное полотно “1918 год” Юрия Егорова. Искусствовед Татьяна Басанец увидела в коллективном герое “грядущего хама”.

7. “Лето” Юрия Егорова

Номер семь – снова Юрий Егоров, “Лето”. Картина написана в 1967 году.

8. “Девушка, выходящая из воды” Юрия Егорова

Под восьмым номером уже последний в этом рейтинге шедевр Юрия Егорова “Девушка, выходящая из воды” (1969) – художник изобразил тонкую талию и прочие прелести фигуры девушки на фоне игры лучей на морской воде.

9. “Октябрь на рабочей окраине” Вячеслава Токарева

Девятый номер в экспозицию можно и не возвращать, и так все ясно: Вячеслав Токарев “Октябрь на рабочей окраине”.

10. “К идеалу” Павла Нитше

Десятый номер – это работа члена Общества независимых художников, одессита Павла Нитше. Картина “К идеалу” — это образец дерзкого нового искусства 1914 года. Эмигрировал, умер в 1950 году в Ирландии. В советское время таких авторов старались в постоянную экспозицию не пускать.

11. Художник Лазаренко, без названия

Художник (или художница) Лазаренко (имя уточняется) в оптимистичной соцреалистической манере изобразил добрых Лазаря Моисеевича и Никиту Сергеевича со счастливыми трудящимися. Сюжет, прямо скажем, не опередил свое время.

12. “Мальчик с птичкой”, автор неизвестен

Двенадцатое место – глоток свежего воздуха, картина на века, работа неизвестного автор XVIII столетия “Мальчик с птичкой”. Охота считалась достойным занятием для благородного ребенка в те времена. Не спешите осуждать!

13. Портрет Сталина Исаака Бродского

14. “Революционерка” Юлия Бершадского

“Революционерка” Юлия Бершадского (1900-е годы) – это неоднозначный и содержательный женский типаж, который долгое время присутствовал в постоянной экспозиции, затем его убрали в запасники.

15. “Гуцульская пара” Татьяны Яблонской

Под пятнадцатым номером – нуждающаяся в реставрации “Гуцульская пара” Татьяны Яблонской (1939), студенческая работа классика украинской живописи. В музее обещают, что имя подарившего работе вторую жизнь в течение 10 лет будет указано на табличке, а также на обновленном сайте. Сейчас полотно реставрируется.

16. Портрет Екатерины I, автор неизвестен

Номер шестнадцатый — явно прижизненный портрет Екатерины I неизвестного автора.

17. Скульптура “Кошмар” Иосифа Мормоне

Скульптор-символист учился в Одесской рисовальной школе, затем в Императорской академии художеств, в постоянной экспозиции присутствует его мраморная “Дама под вуалью”, а вот для монстра, накладывающего когтистую лапу на голову мужского персонажа, места не нашлось.

18. Картина “Сеятель”

Восемнадцатый номер достается “Сеятелю” (духовная картина, XIX (?) век). Помните “шедевр” Остапа Бендера? Древние сюжеты проникали даже в советские агитки.

19. “В мастерской скульптора” Теофила Фраермана

Под девятнадцатым номером — поэтичная картина Теофила Фраермана “В мастерской скульптора” (1950).

20. “Мясо” Бориса Яковлева

Завершает двадцатку советский Снейдерс — Борис Яковлев с реставрируемой нынче картиной, позволяющей увидеть свежее “Мясо” всех сортов.

Источник: “Думская” 

Tags
загрузка...

Related Articles

Back to top button
Close