Масштабные перемены в образовании: язык, программа, зарплаты
Верховная Рада сделала еще один шаг на пути реформы образования. В первом чтении был принят законопроект, который существенно изменит среднюю школу. Ученики получат больше предметов, а преподаватели — доплаты к заработной плате.
В чем суть реформы и как будут учиться украинцы — рассказывает 1News.
Главное:
- В парламенте в первом чтении приняли законопроект о среднем образовании. Документ вносит существенные изменения как для учеников, так и для учителей;
- Ученики получат больше свободы, смогут корректировать план своего обучения. Это касается как предметов в самой школе, так и активностей за ее пределами;
- Язык обучения останется государственным, но парламентарии хотят предоставить расширенные возможности для нацменьшинств;
- Учителей также не обошли вниманием. Они получат прибавку за дополнительную работу, станут более автономными и смогут самостоятельно выбирать курсы повышения квалификации за счет государства;
- Директоров школ будут назначать спецкомиссии, родители и педколлективы смогут лишь советовать.
Что изменится для учеников
Ранее обновленную программу обучения в средней школе презентовала министр образования Лилия Гриневич. С момента публикации проекта закона на сайте парламента и до момента принятия его в первом чтении прошло всего два месяца. В Раде опасаются, что проголосовать его до конца каденции не успеют, но шансы завершить реформу еще остаются.
Одно из главных нововведений документа — создание особой образовательной траектории для каждого из учеников. Проще говоря, у школьника появится возможность развиваться не только в своем классе и в рамках отведенного урока, но и за пределами привычного учебного процесса. И это пойдет ему в плюс.
Ученики, которые имеют дополнительные занятия, могут не посещать некоторые школьные. Их активности вне школы засчитываются в образовательную активность.
Что для этого нужно? Небольшие усилия родителей ученика. Они пишут заявление, в котором просят школу создать индивидуальный план для их ребенка. Он составляется вместе с учителями, выносится на согласование с педсоветом, а затем утверждается руководителем. Для подтверждения знаний по предметам, которые ученики получают вне учреждения, проводят обычное годовое оценивание или ДПА.
Аналогичный подход внедрят и для тех детей, которые по разным причинам получают образование на дому. Правда, в этом случае нужно сдавать семестровые тесты, то есть, дважды в год. Также закон дает возможность получить полноценное образование и детям с особенными потребностями. К примеру, школьники, проходящие длительный курс лечения в больницы, смогут обучаться по мере возможностей.
Еще одно нововведение закона — адаптационные циклы. Их сделают два: с 1 по 2 класс и с 5 по 6 класс. Авторы закона уверяют, что у ученика будет реальный, а не декларативный выбор предметов.
“Ведь сейчас как — все упирается в недостаток часов. Поэтому предметы де-факто выбирает школа, а не ученик. Этот же закон дает возможность создавать группы между классами для изучения выбранных предметов, когда дисциплину слушает не один класс, а сборная группа из учащихся одной параллели и смежных классов”, — ранее пояснила министр Лилия Гриневич.
Отдельное внимание будет уделено языку обучения. Это одна из самых сложных и спорных норм. В Минобразования предложили три модели для обучения на языках нацменьшинств.
Первая — для крымских татар. Для них в первую модель заложено обучение на языке коренного народа с 1 до 11 (12) класса наряду с основательным изучением украинского языка.
Вторая — для венгерских, румынских нацменьшинств, а также тех языковых групп, которые входят в ЕС. Им дается право:
- изучать родной язык в начальной школе;
- в 5 классе не менее 20% годового объема учебного времени должен начать преподаваться украинский с постепенным увеличением объема, чтобы в 9 классе достичь отметки — не менее 40% предметов изучаются на государственном языке.
- в старшей школе не менее 60% годового объема учебного времени в этих заведениях должно читаться на государственном языке.
Третья — для российской нацменьшинств. В начальной школе наряду с украинским будут изучать и русский, а с 5 класса не менее 80% учебного времени будет читаться на государственном языке.
Правда, предложенные министерством нормы пересмотрят. В парламенте готовы идти навстречу всем нацменьшинствам и уравнивать их возможности.
“Уже вижу, что будем выравнивать ситуацию в вопросах языка. И европейские нацменьшинства, и неевропейские — должны получить одинаковые языковые пропорции. 60 на 40, к примеру, чтобы нас не обвиняли в сегрегации”, — рассказал глава комитета по вопросам образования, народный депутат от Блока Петра Порошенко Александр Спиваковский.
Какие изменения для учителей
В профильном министерстве утверждают, что закон предусматривает для учителей реальную автономию в таких сферах:
- создание программ;
- повышение квалификации за счет государства (и на свое усмотрение);
- создание собственной системы подготовки учеников и их поощрения.
Документ также предусматривает больше доплат для учителей, от 10 до 20% от зарплаты за заведование ресурсными комнатами, кабинетами информатики и спортивными залами.
“Есть и дискуссионные моменты, которые мы обсудим перед вторым чтением. Профсоюзы недовольны тем, что из-за прописанных норм день учителя увеличивается. Четко определяется, что должно входить в нагрузку учителя. С другой стороны — что делать не нужно. Но тут стоит детально смотреть, чтобы все входило в рамки, не было переработок…
Мы действительно видим, какая маленькая зарплата у учителей. И министр предложила выравнять ее, чтобы педагоги получили неплохую зарплату, на уровне 12-13 тысяч. Но тут есть еще один вопрос — важно сравнивать зарплату не только внутри отрасли, но и с другими профессиями”, — разъяснил Спиваковский.
Еще одно нововведение документа — внедрение педагогической интернатуры. Молодой учитель, который только выпустился из университета, получает наставника. Его цель — консультировать, направлять и помогать своему молодому коллеге. При этом такой наставник получит ежемесячную 20%-ную прибавку и будет прямо заинтересован в успехе своего подопечного.
Также закон вводит курсы медицинской подготовки для учителей.
Что еще нового?
Законопроект предусматривает:
- Право родителей инициировать внеплановый аудит школы.
- Директор может занимать свою должность не более 2 сроков по 6 лет подряд в одном заведении.
- Выборы директора школы будут разноплановыми. Отдельное внимание уделят коллективу и родителям учеников. Но финальное решение примет независимая комиссия. Видеофиксация отбора директоров станет обязательной.
Несмотря на всю оптимистичность, у законопроекта не так много времени на окончательное согласование. До конца каденции парламента осталось два месяца. За этот срок народные депутаты могут не успеть его подготовить и вынести в зал для голосования.
Источник: Обозреватель